Как резать по дереву для начинающих

Деревья
Рисунки и эскизы резьбы по дереву для начинающих. Простые инструменты для работы. Виды и техники, доступные новичкам.
Содержание
  1. Художественная резьба по дереву для начинающих
  2. Виды резьбы и техники
  3. Рабочее место резчика
  4. Требования к инструменту
  5. Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби
  6. Материалы и необходимые инструменты
  7. Правила резьбы по дереву
  8. Применение навыка в интерьере
  9. Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике
  10. В чем отличие рельефной резьбы от других техник?
  11. Набор инструментов для новичка
  12. Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?
  13. Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»
  14. Перенос рисунка
  15. Вырезание основного контура
  16. Выборка фона
  17. Проработка основной композиции
  18. Резьба листа
  19. Детализация черт лица
  20. Детализация шерсти
  21. Чем зачистить резьбу по дереву?
  22. Чем покрыть резьбу по дереву?
  23. Резьба по дереву своими руками
  24. Процесс приобретения начального опыта
  25. Резьба по дереву: этапы работы
  26. Накладная и винтовая резьба
  27. Ручной инструмент
  28. Электроинструмент
  29. Бормашина
  30. Дремель
  31. Фрезер
  32. Пантограф
  33. Вывод
  34. Как пользоваться электролобзиком: советы для домашнего мастера
  35. Содержание
  36. Содержание
  37. Общие принципы резки
  38. Как резать металл
  39. Как резать дерево, ДСП, фанеру
  40. Как резать металлочерепицу
  41. Как резать оргстекло, пластик
  42. Как резать керамику, керамогранит
  43. Как пилить ламинат
  44. Вывод
  45. Работа с гравером для начинающих — разновидности и выбор нужной насадки
  46. Какие изделия можно сделать
  47. Правила работы для начинающих
  48. Рекомендации по выбору насадок
  49. Мастер-класс начинающему резчику по дереву
  50. Технология выполнения резьбы бормашиной
  51. Уход за гравировальным оборудованием и инструментом
  52. Меры предосторожности и обустройство рабочего пространства

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Резьба по дереву для начинающих: осваиваем новое хобби

Художественная обработка дерева, или по-другому резьба по дереву, относится к виду искусства, берущему свое начало в глубокой древности. Она существовала буквально на всех континентах, где обитали люди и росли деревья. Первоначало, «деревянное творчество» сводилось к вырезанию фигурок языческих богов, тотемных животных, а также служило для украшения жилища. С развитием общества и совершенствованием резного инструмента, это уникальное старинное ремесло приобрело широкую популярность на Руси. Его активно использовали при украшении фасадов зданий, бытовых предметов и мебели, детских игрушек. Использовали в кораблестроении, выполняя носовую часть судна в виде головы различных животных, деревянном зодчестве, и, конечно же, в резьбе икон. Многие памятники народного деревянного зодчества сохранились до сих пор. Современное искусство резьбы – это вид народного творчества, которое находит свое применение при изготовлении сувениров, украшении элементов интерьера и предметов быта, шкатулок, рамок для картин, зеркал, для создания различных фактур и панно, а также увлекательное и полезное хобби!

Материалы и необходимые инструменты

Резьба по дереву представляет собой способ обработки древесины с целью придания ей различных форм, фактур и нанесения на нее узоров. Обработка дерева – работа кропотливая. И несмотря на то, что сегодня существуют целые машины с электрическим приводом для резьбы по дереву, а также копировально-фрезерные устройства, позволяющие изготовить изделие в автоматическом режиме, ручной инструмент сохраняет свои традиции.Считается, что самые лучшие образцы деревянного творчества выполнены руками человека. Итак, для работы с деревом вам понадобятся:

  1. Чертежные инструменты: карандаш, линейка, циркуль, калька, копировальная бумага. Все это может пригодиться при нанесении рисунка на дерево перед непосредственной вырезкой самого узора.
  2. Режущие инструменты. К ним относятся разного рода ножи и вспомогательные инструменты (стамески, клюкарзы, ложкорезы и тому подобное).
  3. Инструменты для крепления, способствующие фиксации изделия и препятствующие его выскальзыванию из рук (верстачные тиски, зажимы и тому подобное).
  4. Инструменты для шлифовки, к которым можно отнести различные абразивы (для удаления щепок в труднодоступных местах) и наждачную бумагу.
  5. Отделочные материалы, по желанию, для придания дополнительной эстетичности (краска, лак, материалы материи, древесный клей и другие).

Отдельно хотела бы поговорить подробнее об инструментах для непосредственной резьбы по дереву:

  • При формировании основной части изделия используют универсальный нож, имеющий угол заточки 35 градусов. Данный нож хорош и удобен и для новичка, и для профессионала. С его помощью можно выполнять как черновые работы по дереву, так и отделочные.
  • Нож-косяк имеет режущий угол в 60 градусов и используется при выполнении геометрических узоров, а также черновой обработки и чистовой отделки дерева.
  • При выполнении точных доводочных работ удобен в применении Богородский нож. Отличительная его особенность – это длинное лезвие при короткой рукоятке.
  • Стамески используют для рельефной резьбы, а также обработки контура изделия.
  • Клюкарзы – инструмент для создания сложного орнамента и глубокого объема.
  • Ложкорезы говорят сами за себя. Их применяют для заглубления в ложках и других изделиях.

Правила резьбы по дереву

Приступая к работе с деревом, необходимо знать правила и особенности работы с данным материалом и инструментом, которые позволят избежать возможных ошибок и сделают процесс резьбы понятным и приятным.

  • Изначально необходимо определиться с породой древесины, так как она может различаться по текстуре, качеству, свойствам, а следовательно, иметь различия в способах ее обработки. Начинающему резчику стоит выбрать древесину из лиственных пород (липа, осина, береза, ольха и другие), поскольку на ней, в отличие от хвойных, хорошо проводить прямые линии. При этом древесина должна быть сухой.
  • Приступать к работе стоит с эскиза. Рисунок или чертеж выполняется сначала на бумаге, а потом уже переносится на дерево.
  • Выбирая технику резьбы по дереву, начинающим стоит сделать свой выбор в пользу простых и необъемных – контурной либо геометрической резьбы. Обе техники наносятся на плоскую поверхность, однако, узоры в первом случае формируются линиями, а во втором – комбинацией геометрических фигур.
  • Независимо от выбранной техники резьбы, заготовку необходимо закрепить на верстаке, либо тисками, а также подготовить весь необходимый инструмент.
  • Углубления в поверхность дерева должны быть постепенными, спешить не стоит. Нажим и угол резьбы должны меняться в зависимости от выбранной древесины и техники.
  • Резьба по дереву может быть травматична, поэтому при работе необходимо строго соблюдать технику безопасности, поскольку сам материал изготовления, да и инструмент являются источником повышенной опасности.

Применение навыка в интерьере

Художественная обработка дерева позволяет выгодно подчеркнуть стилистику интерьера, создать особую атмосферу элегантности и утонченности внутреннего пространства. Резьба по дереву выполняется в самых различных стилях, как, например, классицизм, ампир, барокко, готика и рококо. Необычные формы, причудливые изображения животных, воинов, грозных львов и птиц, тонкость линий и изящество узоров, захватывают воображение и приковывают взгляд. Для декора интерьера используются различные виды резьбы по дереву и их сочетания:

  • Объемная резьба по дереву – пожалуй, самая сложная техника резьбы, в процессе которой получаются скульптурные произведения, например, такие как кресла, прикроватные столы, кровати, балясины лестниц, являющиеся топовой классикой.
  • Рельефная резьба по дереву – характеризуется углубленным фоном с выступающим изображением. В этой технике выполняют картины, иконы, а также украшают различную мебель.
  • Ажурная резьба по дереву – относится к прорезной технике с высверливанием общего фона. Подобные композиции получаются воздушными и утонченными, а в интерьере применяются в качестве обрамления, например, наличников у окон и фронтона домов.
  • Накладная резьба по дереву – отличается от остальных техник тем, что готовый прорезной орнамент накладывается поверх готового фона. Подобная резьба широко применяется для украшения фасадов мебели, карнизов, дверей.
  • Контурная и геометрическая резьба по дереву – характеризуются незначительным заглублением орнамента при вырезании линий или геометрических фигур. Данное творчество находит свое применение преимущественно в украшение панно и нанесении на него цветочных, пейзажных композиций и прочих орнаментов.

Резьба по дереву является изумительным по своей красоте народным искусством, в котором заложены все навыки и приемы изготовления предметов декора, унаследованные нами от наших предков. Подобные изделия выполнены из натурального материала, что сегодня является приоритетным, выглядят дорого и респектабельно. Обучиться технике обрабатывания древесины не так уж и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Требуется лишь ваше желание, усердие, ну и, конечно же, вдохновение!

Соблюдая правила, описанные в настоящей статье, изучив и просмотрев видеоматериал по понравившейся технике выполнения резьбы, можно смело делать свои первые шаги к вашим будущим шедеврам!

Рельефная резьба: от базовых навыков к уверенной технике

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Резьба по дереву своими руками

Те, кто занимается резьбой по дереву, уже знает, что это дело не только приносит удовольствие от создания красивых вещей, а и доставляет неземное наслаждение от самого процесса работы. Ведь резьба по дереву хорошо успокаивает и помогает настроить вас на творческий лад. Самое главное, что из дерева вы можете создавать как посуду и игрушки, брелки и украшения, а также статуэтки и шкатулки.

Процесс приобретения начального опыта

Если вы находитесь на начальном этапе и только недавно приступили к освоению технологии резьбы по дереву – вам будет необходимо подготовить минимальный набор инструментов. Также надо выбрать подходящую древесину, желательно мягкого сорта, к примеру, возьмите березу или липу. Прикупите и эскизы по резьбе по дереву для начинающих. Для начала можно взять несложную композицию, которая в полной мере позволит отточить необходимые вам движения.

Резьба по дереву: этапы работы

— приобретение учебного пособия в котором описываются способы обработки материалов;
— заготовка или покупка подходящей древесины;
— если нет стандартной стамески можно взять перочинный нож;
— возьмите или купите карандаш и линейку;
— нож-косяк.

Некоторые из вас зададутся вопросом, как таким набором инструментов можно делать резьбу на дереве? Мы вам ответим: резьба по дереву – это сложный и увлекательный процесс, приступать к которому нужно только после тщательной подготовки.

Процесс подготовки включает в себя:
1. Выбор правильных ножей . Новичкам этого дела, выбравшим резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Для этого вам достаточно будет купить самый обычный нож-косяк или же перочинный нож. В процессе работ также используйте резцы и стамески.
2. Выберите место . Собственноручная резьба по дереву на начальных этапах может проводиться и у вас дома. После того, как вами будет освоено сложные стили работы, к примеру, сквозной или скульптурный – перенесите работу в отдельное помещение.
3. Подбор правильного материала . Для работы новичков лучше всего подойдет древесина мягких сортов, к примеру, липа, ольха, осина или береза. Такое сырье легко поддается резке, а также и с тех причин, что на нем можно создавать узоры любой сложности.
4. Выбор нужной техники работы . Самой простой техникой работы в резьбе по дереву принято считать трехгранно-выемчатую резьбу или другими словами геометрическую резьбу. Она проводится в два этапа: сначала нужно накалить древесину, а затем подрезать ее.

С чего именно начинать такую работу? Для начала вы можете вырезать самый элементарный треугольник. Для того, чтобы сделать это, нанесите на древесину контур фигуры, далее в самой ее серединке поставьте точку. Затем вставьте в это место нож. Рукоятку ножа нужно разместить перпендикулярно к рабочей поверхности. Пятку же своего инструмента направьте к любой из вершин фигуры, при этом ее нужно усиленно прижимать к доске. Старайтесь делать все так, чтобы лезвие ножа на 2-3 мм врезалось в рабочую поверхность. Далее нужно наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. Делается это от той же самой средней точки вашего рисунка. В процессе работы нужно помнить, что прокручивается не доска, а лезвие ножа. Следующий на очереди — этап подрезки. Во время подрезки держите инструмент под углом 30 градусов. Проводите ножом по стороне треугольника и постепенно углубляйтесь в поверхность выбранной вами древесины. Если вы будете делать все правильно, то во время подрезки материал будет отслаиваться от доски, образуя таким образом пирамидку, имеющую три грани.

Накладная и винтовая резьба

Винтовая резьба – это такой вид резьбы, во время которого создается неповторимый стиль. Ее отличительной чертой было и будет чередование выступов и винтовых впадин. Это чередование может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу.
К самым распространенным видам резьбы также относят накладную резьбу. Иными словами, ее еще называют мебельной резьбой. Особенность такого вида резьбы состоит в том, что на готовый фон прибивают уже готовый орнамент, созданным прорезным способом.

Ручной инструмент

Электроинструмент

Бормашина

Бормашина, которую используют для резьбы по дереву, по-сути ничем не отличается от того жуткого препарата, который вы можете наблюдать и слышать на приеме у врача-стоматолога. Точно также вращения вала электромотора передается при помощи гибкого вала на вращающийся резец. В свою очередь последний позволяет протачивать в выбранной вами древесине углубления произвольной ширины и формы.

Дремель

Этот еще один прибор, который используют для резьбы по дереву. Отличается эта штука от бормашины только тем, что электромотор находится непосредственно в рукоятке инструмента. Для удобства накладываются ограничения на размер ручки и на мощность электромотора. Это и влияет на скорость резки пазов, а также на саму способность инструмента справляться с твердой древесиной.

Фрезер

В плане функциональности, фрезер – это противоположность дремели. Его используют в тех случаях, когда нужно, используя максимальную скорость и точность, выбирать паз или углубления большого объёма. Поскольку фрезы для резьбы по дереву весьма разнообразные – это дает возможность при необходимости делать фигурное сечение паза, придавая ему тем самым достаточно сложную форму.

Пантограф

Хоть и пантограф используют для резьбы по дереву, но он мало относится к творчеству. При помощи этого прибора можно с точностью копировать формы, ранее созданного вами изделия. Принцип работы таких инструментов, имеющих механический привод — несложный. При ручном движении каретки, скругленная головка прибора путешествует по углублениям самой резьбы. Фреза же тем временем копирует все ее движения на заготовке.

Вывод

Как вы уже могли догадаться, для того, чтобы заниматься резьбой по дереву – нужно собрать достаточно солидный набор инструментов. Но если вы новичок и лишь собираетесь заняться этим делом – вам будет нужно собрать гораздо меньшее количество таких инструментов. Вы можете посмотреть видео, которое позволит вам более детально узнать о всех тонкостях творческого процесса. Поэтому ознакомьтесь с нашими материалами и желаем вам успехов в начинаниях!

Как пользоваться электролобзиком: советы для домашнего мастера

Содержание

Содержание

Известная детская считалочка гласит: «Буду резать, буду бить…». У начинающего мастера наверняка она начинает звучать в голове, как только дело доходит до пиления электролобзиком. Как отрезать материал, не испортив его, и не быть при этом битым?

На самом деле все просто. При работе с электролобзиком нужно соблюдать несколько важных принципов, речь о которых пойдет далее.

Общие принципы резки

Принцип 1. Все электролобзики дают неровный рез. Это важно понимать. Сама конструкция инструмента подразумевает несколько степеней свободы пилы, поэтому получить на сто процентов идеальный разрез не получится, но соблюдение нескольких простых правил сведет количество «косяков» к минимуму:

    не прилагать усилий. Никаких, абсолютно. Небольшой прижим к поверхности и задание направления движения – все, что нужно для чистого реза. Да, медленно, но качественно;

  • правильный выбор частоты хода. Каждому материалу – своя частота вращения двигателя. Подбирать, конечно, придется экспериментально, ведь подходящая скорость зависит от множества факторов: структуры материала, его толщины, типа установленной пилки и т. д.;
  • либо скорость, либо качество. Включение механизма маятниковой подачи пилы ускоряет рез, но снижает качество пропила;
  • Ахиллесова пята большинства лобзиков – устройство системы маятникового хода. Именно ее конструкция, в большинстве случаев, не позволяет получить строго перпендикулярный к поверхности срез. В механизме маятника достаточно большие люфты, которые и «уводят» пилку в сторону от вертикали и намеченной линии реза, при приложении к лобзику даже незначительных усилий. Лишь немногий профессиональный инструмент имеет иные по конструкции системы маятника (собран непосредственно в редукторе) и стабилизации режущего полотна, которые удерживают лезвие пилы в строго перпендикулярном положении. Чтобы получить гарантированно перпендикулярный рез, пилка должна быть как можно толще (от 1,5 мм).

    • только острая расходка. Как только режущая кромка чуть притупилась, пилка начинает вести себя непредсказуемо. Поэтому, если зубья «просели» – срочно менять;
    • температура – наше все. Нужно тщательно следить за температурой режущей поверхности, не допускать ее перегрева. Зубья пилы подвержены сильному износу именно в моменты перегрева, поскольку металл становится мягче и не может достойно противостоять силам трения.

    Принцип 2. Лобзик – это всего лишь привод пилы. Не особо важны его «навороты» (количество ступеней маятниковой подачи, подсветка, лазерный указатель и т. д.). Действительно важный параметр – мощность электролобзика. От нее зависит тип и толщина материала, который будет лобзику «по зубам».

    Принцип 3. Пилка – главная скрипка в дуэте с лобзиком. Существует огромное количество типов и разновидностей этого инструмента. И каждый «заточен» под определенную задачу или материал. От верного выбора типа режущего инструмента зависит качество конечного результата.

    К примеру, для фигурного реза по материалу нужны тонкие пилки, для черновой нарезки заготовок подойдут пилки для грубого реза. Чтобы выпиливать сложные, замысловатые изделия потребуются пилки с двумя режущими кромками. Передняя производит основной рез, а задние зубья подрезают заготовку при малых радиусах пиления, делая лезвие более маневренным. К тому же, применение двухстороннего лезвия позволяет вести лобзик как вперед, так и кратковременно назад. К примеру, при выпиливании контура кленового листа.

    Стоит помнить, что режущие полотна для лобзиков выпускаются под различную толщину материала. Есть пилки для резки толстого и тонкого материала, отличающиеся друг от друга своей длиной. Размер некоторых экземпляров может достигать 250 мм, главное, чтобы хватило мощности электролобзика.

    Принцип 4. На толщину материала разрезаемой заготовки должно приходиться как минимум три зуба режущего лезвия. Чем толще заготовка, тем крупнее зубья должны быть у пилки. Соблюдение этого принципа позволяет достигать наилучшего результата, поскольку всегда остается место для отвода опилок с места реза, паз не забивается и процесс идет быстрей.

    Принцип 5. Все в дело. Для получения максимально ровного, прямого реза, не стоит пренебрегать вспомогательными приспособлениями. Боковой упор, направляющая шина или сделанный на скорую руку кондуктор – помогут провести инструмент по заготовке как можно ровнее, что тут же отразится на конечном результате.

    Кусок ламината или любой другой материал с ровной кромкой, могут послужить отличной направляющей, на которую можно опереть подошву лобзика. Главное правильно выставить опорный торец и надежно его закрепить.

    Как резать металл

    Должна использоваться специальная пилка для металла. Ее особенность – мелкие зубья.

    При тонком или мягком (алюминий, медь и т. д.) металле можно ставить обороты двигателя повыше. Для лучшего скольжения и уменьшения сил трения в рез желательно периодически добавлять по несколько капель масла.

    В случае резки листового металла, для получения ровного реза, лучше подложить под него тонкую подложку из фанеры. Резать станет значительно удобней, поскольку лист металла не будет сильно вибрировать.

    Для уверенного распиливания металлических деталей, мощность лобзика должна быть как можно выше. Оптимальным значением для резки металла, является величина свыше 750 Вт.

    Как резать дерево, ДСП, фанеру

    Наибольший ассортимент режущих пилок именно в сегменте инструмента для дерева.

    Понятно, что пилкой для дерева можно резать и ДСП, но все же лучшее решение – использовать пильный инструмент по назначению, так он прослужит дольше. Пилки для ДСП более «живучие», поскольку помимо самого дерева им приходится сталкиваться и с клеевой основой материала.

    Количество ходов полотна пилы выставляется в каждом конкретном случае индивидуально, отталкиваясь от максимальных значений.

    Важно! Если при большой частоте вращения двигателя наблюдается подгорание заготовки в месте реза, скорость нужно уменьшить. Это убережет пилку от перегрева, а заготовку от порчи.

    Что касается распила фанеры, то для получения качественного реза категорически не рекомендуется использовать маятниковый механизм. На фото в левой части рез осуществлялся с включенным качанием, а в правой части – без него.

    Лучший вариант – использование электролобзика со специальной пилкой для фанеры, имеющей равносторонние зубья. Если такого полотна нет под рукой – выручит проверенный способ – на место предполагаемого реза наклеивается полоска малярного скотча, а после реза она удаляется.

    Для распиливания тонких деревянных заготовок подойдут лобзики с низкими показателями мощности.

    А вот если предполагается пиление сечений более 50 мм, то следует обратить внимание на инструмент со средними показателями мощности.

    Как резать металлочерепицу

    Основную сложность при распиливании металлочерепицы представляет ее сложный профиль. Лист материала желательно заключить между брусков с двух сторон реза. Это создаст необходимый для работы пилки зазор, и исключит вибрацию материала.

    Чтобы не испортить покрытие кровельного листа, подошву лобзика лучше обернуть мягким материалом.

    Как резать оргстекло, пластик

    Для резки пластиковых материалов выбирают пилку с крупным зубом и ставят небольшие обороты двигателя. При малой частоте хода пилы стружка идет ровно и пластик хорошо пилится. При увеличении оборотов – материал начинает плавиться, лобзик перестает резать, поскольку полотно вязнет в расплавленной пластмассе.

    Как резать керамику, керамогранит

    Пилить керамическую плитку и другие материалы на основе керамики сложно, но возможно. В продаже можно найти специальные пилки с алмазным напылением или с режущей кромкой, покрытой карбидом вольфрама.

    А вот: «Стоит ли это делать?» – вопрос, который каждый решает для себя сам. Гораздо проще и удобней произвести рез такого материала болгаркой, с надетым на нее алмазным диском.

    Как пилить ламинат

    Пилить ламинат совершенно не сложно. Основную сложность представляют сколы пластиковой поверхности, образующиеся на кромке реза. Для недопущения сколов полоски ламината и других ламинированных материалов (ДСП, ДВП) нужна пилка, зубья которой направлены вниз от лобзика или режущее полотно с равносторонним зубом.

    Важно! При пилении толстых заготовок пилой с зубьями, направленными в сторону материала, такая пилка отталкивается от заготовки и норовит поднять лобзик. Нужно быть предельно внимательным! Равносторонний зуб лишен этого недостатка.

    При совершении распила обычным полотном для дерева или ДСП, рез лучше совершать с внутренней стороны полосы. В этом случае сколы «украсят» ее, а лицевая сторона останется нетронутой.

    Вывод

    Электролобзик – полезный инструмент, с помощью которого решается множество хозяйственных задач. Главное, использовать нужные расходные материалы, подходящие для каждого конкретного случая и грамотно выбирать режимы его работы. И тогда, в голове начинающего мастера детская считалочка трансформируется в призыв к действию: «Буду резать! Буду резать! Буду…».

    Работа с гравером для начинающих — разновидности и выбор нужной насадки

    Один из вариантов декоративной обработки дерева — гравировка. Мастер вырезает рисунки, делает надписи, создает орнаменты. Работает вручную или пользуется механическими инструментами. С новыми технологиями: фрезером, гравером, лазером резчику стало легче обрабатывать древесину. При этом красота, оригинальность изображений не нарушилась.

    Вырезание на бруске

    Какие изделия можно сделать

    Резьбой занимались с древних времен, о чем говорят найденные наскальные рисунки, орнаменты на посуде и других бытовых предметах. Люди вырезали изображения на разных материалах: камне, стекле, кости.

    Резьба по дереву гравером — увлекательное занятие. С изобретением электрических помощников декоративная обработка стала проще, а рисунки — сложнее и изящнее.

    Резьба по дереву сделалась популярной не только в России, а во многих странах мира. Например, Канада, богатая лесами, славится своими зодчими.

    Гравировкой стали украшать:

    • панно, картины;
    • резные балясины;
    • иконы, иконостас;
    • спинки кроватей, фасады мебели;
    • наличники для деревянных срубов, бань;
    • киоты, рамки.

    Брелоки, ручки ножей, угловые декоры — чего только не украшают деревянных дел мастера.

    Для справки! Гравер — инструмент, который заменил ручное нанесение рисунков на древесине. Кроме того, прибором можно шлифовать, полировать мелкие детали, выполнять длинный ряд действий.

    Правила работы для начинающих

    Гравером работают не только на древесине, но и на камне, коже, стекле, металле, кости, пластике. Чтобы работа вышла качественной, а резчику было удобно выполнять ее, надо знать, как работать с гравером, и придерживаться правил. Особенно это важно для новичков.

    Начинающим резчикам желательно осваивать технику резьбы ручным гравером, а не электрическим.

    Для начала «набивают» руку. Учатся резать канавки, бороздки, простые фигуры. Необходимые инструменты для работы ручным гравером по дереву:

    • штихели с тонкими стальными стержнями (v-образные, угловые, плоские);
    • лампа с линзой;
    • пуансоны (для пунктирных линий, точек);
    • стамески;
    • подложка под заготовку.

    Начинающему резчику желательно пользоваться учебным пособием с готовыми рисунками, орнаментами и техникой выполнения или взять несколько уроков у профессионалов.

    Обратите внимание! При работе гравером по дереву заготовку кладут на маленькую подушку, чтобы материал не скользил. Саму подушку фиксируют двусторонним скотчем.

    Правила резьбы по дереву гравером начинающим резчикам:

    • Рабочий стол должен быть свободным, никаких ненужных предметов.
    • Специальная лампа для мягкого освещения рабочего места.
    • Недопустимо дергать инструмент в разные стороны, баловаться с ним, стучать по столу.
    • Нельзя оставлять гравер доступным для детей.
    • При работающем инструменте непозволительно снимать или менять насадку.
    • Во время работы прибор следует держать на расстоянии от лица, чтобы случайно не пораниться.

    Все насадки, фрезы, инструменты, необходимые для работы, должны раскладываться по полкам, ящикам, чтобы доставать было удобно, никуда не тянуться.

    Полки с инструментами резчика по дереву

    Рекомендации по выбору насадок

    Дерево обрабатывают соответствующей бормашиной с 2-мя главными параметрами:

    • мощностью;
    • количеством оборотов основного вращающего шпинделя.

    Обратите внимание! Удобнее работать бормашиной, снабженной переключателем мощности (не должна быть меньше 250 Вт). Иначе придется часто отключать гравер для остывания и прерывать работу.

    Выбор насадок зависит от вида работы.

    Вместе с бормашиной в комплекте имеются нужные насадки:

    • фрезы, шарошки;
    • сверла;
    • войлок для полировки;
    • отрезные круги, шлифовальные;
    • цанги.

    Комплектация насадок у производителей бормашин различная, но, как правило, есть все необходимые для работы гравером по дереву начинающим мастерам.

    Если резчик — не новичок, и знает, как работать гравером, ему могут понадобиться алмазные насадки (с алмазным напылением). Они не всегда идут в комплекте с бормашиной, поэтому придется покупать.

    Для удобства работы бором, особенно неопытным резчикам, желательно приобрести гибкий вал.

    Понадобится и штатив, на который вешают бор.

    Обратите внимание! Гибкий вал влияет на мощность двигателя гравера, снижает почти вполовину.

    Китайские наборы для резьбы по дереву стоят дешевле, чем у других производителей. Но пользователи отмечают, что китайские боры работают слишком шумно, а фрезы, идущие в комплекте, плохо заточены, быстро тупятся.

    Опытные резчики всегда приобретают дополнительные насадки, а начинающим осваивать азы художественной резьбы, будет достаточно китайского гравера с насадками в комплекте.

    Главное, обращать внимание на то, чтобы насадки были предназначены для обработки древесины. Например, шарошки по металлу из-за углов заточки не смогут резать дерево.

    Мастер-класс начинающему резчику по дереву

    Сначала подбирают древесину. Опытные мастера не советуют применять сосну, поскольку слоистая: сочетается мягкий слой с твердым.

    Описание порядка действий художественной резьбы.

    1. Сначала рисуют эскиз. Или подбирают фотографию, картинку из других источников, например, из интернета.
    2. Накладывают копировальную бумагу на рабочую деревянную поверхность, а сверху — рисунок. Закрепляют зажимами.
    3. С помощью резаков вручную делают контур будущего изображения.
    4. Рисунок и фон шлифуют. Шлифовка — занятие трудоемкое и кропотливое.
    5. Покрывают морилкой. Наносят лак. Но не всем мастерам нравится лаковое покрытие. Они используют олифу, которая не дает ненужных бликов, изделие остается матовым.

    Так выглядит работа начинающих резчиков.

    Технология выполнения резьбы бормашиной

    Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.

    Набор шарошек

    Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

    На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

    Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

    Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

    Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

    Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.

    После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

    Уход за гравировальным оборудованием и инструментом

    Чтобы гравер дольше работал, выполнял свои задачи, надо ухаживать за инструментом.

    Перед включением нужно осматривать бор: не образовались ли вмятины, трещины, сколы.

    При работе бормашины выходит много пыли, стружки, которая засоряет инструмент. После каждого применения гравер необходимо чистить, вытряхивать мусор.

    При отсутствии принудительной вентиляции гравер отключают после 15-20 мин. работы, чтобы остыл.

    Опытные резчики не рекомендуют работать тупыми фрезами. Необходимо вовремя менять их или затачивать.

    Обратите внимание! Разница заточки зуба у фрез влияет на работу бормашины.

    Меры предосторожности и обустройство рабочего пространства

    Резьба по дереву гравером — занятие не только увлекательное, но и травмоопасное. Надо соблюдать меры предосторожности.

    • Рабочий стол с ровной поверхностью не должен качаться.
    • Одежда мастера — без длинных широких рукавов, передник. На голове — шапочка или платок, чтобы волосы не свисали со лба или плеч.
    • Желательно защитить глаза очками от попадания стружки, опилок.
    • Остроту фрез проверяют на дереве, а не пальцами. Чем острее зуб заточки, тем больше вибрирует гравер, значит, надо уменьшать скорость.
    • Проверять целостность электрических шнуров, следить, чтобы не закручивались.

    В мастерской или поблизости должна быть аптечка со средствами для оказания первой помощи.

    При работе гравером по дереву испытывают позитивные эмоции, радость от красоты стильных изделий, созданных своими руками.

    Такие шедевры создают деревянных дел мастера

    Обучиться декоративной резьбе можно в любом возрасте. Главное — желание.

    Коровин Сергей Дмитриевич

    Магистр архитектуры, закончил Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет. 11 лет опыта в сфере проектирования и строительства.

    • Руководство по самостоятельной установке межкомнатных дверей
    • Руководство по самостоятельной заливке фундамента дома

    —>

    admin
    Зернокорм
    Добавить комментарий